Мерчандайзинг в торговле: что это такое и с чем его едят

Предлагаем вам познакомиться поближе с таким явлением, как мерчандайзинг. Наверняка, многие о нем слышали или даже имели с ним дело. Давайте проверим, так ли хорошо вы с ним знакомы.

В этой статье мы немного погрузим вас в теорию – расскажем про основные понятия, цели и виды мерчандайзинга, а вы, возможно, почерпнете для себя что-то новое.

Что ж, начнем с главного понятия – «мерчандайзинг».
По сути и простыми словами, это продвижение товаров бренда в розничных сетях (торговых точках) за счет грамотной выкладки товара. Но это достаточно узкое определение, потому что мерчандайзинг может включать в себя целый комплекс мер по привлечению внимания покупателей.

Цель мерчандайзинга

Многочисленные маркетинговые исследование показали, что в 60% случаев покупки в магазине совершаются незапланированно. Однако есть и другая сторона медали: человек, на которого обрушивается шквал информации в виде разнообразия товаров и брендов, оказывается в растерянном состоянии. Проблема выбора и сомнения могут в итоге привести к тому, что покупатель уйдет с пустыми руками.

Мерчандайзинг же призван помочь человеку определиться: выбрать лучшее из множества. То есть сделать так, чтобы покупатель положил в корзину хотя бы один товар, а лучше два и более.

Эта цель достигается с помощью самых разных инструментов и методов. Но все они могут условно разделиться на несколько групп. Отсюда мы и получаем несколько видов мерчандайзинга.

Виды мерчандайзинга

Визуальный мерчандайзинг. Здесь воздействие идет в основном на зрительное восприятие покупателя: за счет законов фона и объекта, привлекательных ценников. Но нередко к визуальным элементам подключаются приятные запахи, звуки и музыка, чтобы в магазине создавалась особая атмосфера.

Перекрестный мерчандайзинг. Главная его цель – напомнить о сопутствующих товарах. Например, если вы придете в магазин за мясом, то скорее всего где-то поблизости заметите полку с кетчупом и другими соусами. Да, это не случайность. Это перекрестный мерчандайзинг.

Коммуникативный мерчандайзинг. Прямое общение с покупателем – тоже важная часть продвижения. Мерчандайзер, который приезжает на точки и контролирует выкладку товаров, должен уметь разговаривать с посетителями: подсказать, где лежит нужный товар, дать ненавязчивый совет, помочь с выбором.

Технический мерчандайзинг. Отвечает за POS-материалы. То есть, когда в торговой точке проводятся маркетинговые акции, то часто используются рекламные материалы (например, стенды). За ними нужно следить – чтобы всегда стояли на своем месте и по окончании акции были утилизированы.

Чаще всего в торговых точках применяется сразу несколько видов мерчандайзинга. А иногда подключаются и другие инструменты торгового маркетинга – например, сэмплинги.