История появления мерчандайзинга

О том, как возник и развивался один из самых востребованных инструментов торгового маркетинга
Вполне очевидно, что мерчандайзинг возник не в одночасье. А точнее будет сказать – он возник примерно тогда же, когда в мире зарождалась торговля. То есть много столетий назад. Первые торговцы применяли методы современного нам мерчандайзинга интуитивно. Уже тогда было понятно, что привлекательная выкладка товаров влияет на объем продаж. Со временем искусство товарной выкладки совершенствовалось, изобретались новые средства для придания витрине или магазину индивидуальности и узнаваемости.

Древние финикийцы и римляне использовали яркие вывески и витрины для привлечения покупателей. В средневековой Европе купцы развешивали товары определенным образом, чтобы привлечь внимание прохожих, а ремесленники создавали специальные торговые знаки и символы для идентификации своих лавок. Со временем искусство товарной выкладки совершенствовалось, изобретались новые средства для придания витрине или магазину индивидуальности и узнаваемости.

К 20 веку, когда вокруг и всюду проходила индустриализация, мерчандайзинг стал развиваться более стремительно. Важной вехой стало появление первых универмагов в середине XIX века, таких как Le Bon Marché в Париже (1852) и Macy's в Нью-Йорке (1858), которые революционизировали подход к выкладке товаров.В это время начала распространяться идея того, что покупатель предпочитает товары более низкого качества, но более привлекательные эстетически. Появление самообслуживания в магазинах (первый магазин Piggly Wiggly открылся в 1916 году в США) кардинально изменило подход к организации торгового пространства и выкладке товаров.
В послевоенное время начался рост торговых предприятий, розничных сетей продаж и магазинов, и это еще более продвинуло мерчандайзинг как полноценный инструмент торгового маркетинга. В 1950-х годах появились первые научные исследования поведения покупателей в магазине, что позволило разработать эффективные стратегии размещения товаров. Производители всерьез занялись взращиванием настоящих мерчандайзеров - стали обучать продавцов методикам, которые помогли бы обойти конкурентов и повысить продажи. В 1960-х годах появились первые профессиональные стандарты мерчандайзинга и специализированное торговое оборудование. Да, именно в это время профессия мерчандайзер становится самостоятельной.

Значительный вклад в развитие мерчандайзинга внесло появление штрих-кодов в 1974 году, что позволило более точно отслеживать движение товаров и анализировать эффективность их размещения. В 1980-х годах начали активно использоваться компьютерные технологии для планограмм и анализа продаж, а в 1990-х появились первые специализированные программы для мерчандайзинга.

Так столетиями мерчандайзинг шел к тому, чтобы стать не просто умными уловками сообразительных продавцов, а признанным маркетинговым инструментом, который изучают, развивают, активно применяют во всем мире. Сегодня мерчандайзинг продолжает эволюционировать, интегрируя новейшие технологии, такие как дополненная реальность, искусственный интеллект и аналитику больших данных для создания более персонализированного покупательского опыта.
Читать другие статьи BLG-блога